Значение транспорта
для страны исключительно велико. Он выполняет важные экономические, социальные,
культурные и оборонные функции
государства.
Экономическая рольтранспорта
состоит в том, что он является органическим звеном любого производства,
специализации и кооперации предприятий, а также служит для доставки всех видов
сырья, топлива и продукции из пунктов производства в пункты потребления. Без
транспорта немыслимо освоение новых районов и природных богатств.
Транспорт - важный фактор в
экономической интеграции, а так же в международной торговле.
Социальное значение транспорта
заключается в обеспечении трудовых и бытовых поездок людей, в облегчении с
помощью транспорта их физического труда, в частности при перемещении больших
объемов материалов в процессе производства и в быту. Транспорт способствует
сохранению здоровья, предоставляя возможность людям пользоваться оздоровительными
районами не только ближних, но и отдаленных районов. Он обеспечивает всем людям
территориальную доступность курортов с их целебными источниками, а также
специальных медицинских центров в столицах и крупных городах.
Культурное значение транспорта
весьма велико и многообразно. Это общение между людьми и способ удовлетворения
их эстетических потребностей. Транспорт осуществляет доставку газет, журналов,
книг и т. д. в населенные пункты, а также дает возможность производить международный
обмен.
Мощным стимулятором роста
культуры является общение широких масс народа с учеными, писателями,
художниками, музыкантами, поездки на симпозиумы, конференции, фестивали,
выставки и т. п.
Оборонное значение транспорта
- это один из важнейших факторов обороноспособности государства. Это
переброска войск и вооружения, снабжение, эвакуация людей и
материально-технических ресурсов.
Основная задача транспорта
- полное удовлетворение потребностей промышленности, сельского хозяйства и
населения в перевозках, как по объему, так и по качеству.
Качество перевозок проявляется:
• в обеспечении безопасности
движения;
• сокращении сроков доставки
грузов и пассажиров;
• соблюдении регулярности
перевозок;
• повышении уровня комфорта;
• обеспечении полной
сохранности перевозимых грузов;
• достижении более высокой
экономичности перевозок.
Экономическая теория,
определяя место и роль транспорта в развитии современного общества,
рассматривает его как всеобщее средство труда, как одно из общих условий
производства. Перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транспорт
осуществляет связи, порождаемые технологическим разделением труда. Эти функции
выполняет внутрипроизводственный транспорт. Перемещая различные виды продукции
между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет
связи, порождаемые территориальным разделением труда. Эти функции выполняет
транспорт сферы обращения, который в ходе исторического процесса общественного
разделения труда выделился в самостоятельную сферу производства. Перевозки в
процессе обращения в современных условиях выполняет в основном транспорт общего
пользования — железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а
также специальный транспорт (трубопроводы, высоковольтные линии электропередачи
и железнодорожные подъездные пути предприятий, связывающие их с сетью
магистральных путей сообщения). Эти виды транспорта вместе с системой складов
являются материальной основой процесса обращения. Транспорт, с одной стороны,
является частью инфраструктуры рынка, "физически" реализуя обмен
товарами и оказывая услуги населению, а с другой — он сам как субъект рынка
продает свои услуги, перемещая товары и пассажиров. Различные виды транспорта
могут по-разному оказывать эти услуги, образуя тем самым транспортный рынок.
Труд транспортных рабочих является трудом производительным, он создает
национальный доход, увеличивает общественное богатство, измеряемое в
стоимостной форме. Доля транспортных издержек в стоимости продукции
промышленности и сельского хозяйства составляет 15—20%, достигая по некоторым
грузам 45—50%.
Темпы
развития транспорта должны соответствовать экономическому росту. По данным
зарубежных исследователей, рост валового внутреннего продукта в большинстве
стран мира сопровождается пропорциональным увеличением стоимости основных
фондов транспорта. Таким образом, по мере развития экономики страны
транспортная отрасль должна изменяться в соответствии с динамикой спроса на
транспортные услуги. Существует и обратная взаимосвязь, т. е. транспорт
оказывает воздействие на экономическое развитие, являясь если не двигателем,
то, по крайней мере, "колесами" экономической активности. Однако
специальными исследованиями установлено, что инвестиции в одну лишь
транспортную отрасль или даже во всю инфраструктуру не гарантируют роста
экономики. Успех зависит прежде всего от экономической политики государства в
целом.
Комментариев нет:
Отправить комментарий