пятница, 10 ноября 2017 г.

Тема 3. Классификация грузов по различным признакам

Классификация грузов
В настоящее время грузы принято классифицировать по следую­щим признакам:
  1. физико-механическим свойствам;
  2. отраслям народного хозяйства, производящим или п ляющим грузы;
  3. способам зыгрузки и разгрузки грузов;
  4. способам транспортирования и временного хранения грузов;
  5. способам сохранения качества грузов;
  6. степени опасности грузов;
  7. стоимости    перевозок    (использованию    грузоподъемности АТС).
По физико-механическим свойствам грузы делятся на твердые, жидкие и газообразные.
К твердым относятся грузы навалочные, перевозимые без уп ковки навалом (овощи, дрова, каменный уголь, торф); сыпучие, насыпные (зерно, строительные материалы и др.), перевозимые на­сыпью.
К жидким относятся грузы наливные (молока аммиачная во­да, жидкое топливо и др.), требующие для перевозки специальной тары или цистерны.
К газообразным относятся грузы находящиеся в газообразном состоянии (кислород, бутан, метан и другие).
К физико-механическим свойствам грузов относятся также углы естественного откоса, коэффициенты трения, бокового давле­ния и другие, которые влияют на конструкцию кузова и на крепле­ние груза.
По отраслям народного хозяйства грузы делятся на:
  1. промышленные — продукция предприятий, сырье, ввозимое С загото­вительных пунктов для дальнейшей переработки, промышленная до­быча;
  2. сельскохозяйственные — продукция, вывозимая с полей и складов сельскохозяйственных предприятий и организаций на заготовительные пункты;
  3. строительные — грузы, завозимые на строительные объекты с предприятий, строительных, пристанционных и торговых складов, а также грунт и строительный мусор, вывозимый со строй площадок;
  4. торговые — грузы, завозимые в торговую сеть с промыш­ленных и сельскохозяйственных предприятий, заготовитель­ных пунктов, складов, подчиненных торговым организациям, пристанционных и портовых складов;
  5. коммунальные — бытовые отходы, вывозимые с территорий промышленных   предприятий,   предприятий   общественного питания и жилых домов; снег и мусор с улиц и площадей.
Классификация грузов по отраслям народного хозяйства необходима для общей транспортно-экономической характеристики об­
служиваемого района, а также для расчетов размеров перевозок на перспективу, поскольку их динамика находится в прямой зависи­
мости от темпов развития отдельных отраслей народного хозяйства.
По способу погрузки-разгрузки грузы делятся на штучные, навалочные и наливные.
Штучные  грузы   характеризуются   габаритными   размерами, массой и формой. Они принимаются к перевозке и сдаются пол гелю но объему массе и поштучно.
Для погрузки и разгрузки этих грузов используются автокраны, автопогрузчики, тельферы и другие средства.
Навалочные и сыпучие грузы допускают погрузку и разгрузку  навалом, т.е. выдерживают падение с высоты. Эти грузы учитываются по объему и массе.
Для погрузки и разгрузки этих грузов используется экскаваторы одноковшовые, пневмопогрузчики, скребковые и ленточные транспортеры, зернопогрузчики, свеклопогрузчики, снегопогрузчи­ки и другие.
Наливные грузы - жидкие и полужидкие грузы, перевозимые цистернах, специальной таре или контейнерах (нефть, нефтепро­дукты, кислоты, спирты, минеральные и растительные масла, сжи­женные газы и др.).
Для погрузки и разгрузки этих грузов применяются насосные установки, применяются методы выдавливания, самотека, опроки­дывания и наклона АТС.
По способам транспортирования и временного хранения груз разделяются на тарно-штучные, навалочные (сыпучие), наливные другие, а также грузы, требующие при перевозке и хранении осо­бых условий,  и,  в основном,  применения специализированного подвижного состава.
Тарно-штучные грузы характеризуются массой, формой и объемом каждой единицы. Они делятся на тарные и бестарные. Пе^ рсвозка их осуществляется, в основном, в бортовых авгомоби навалом или с применением приспособлений (пакетами на по нах).
Навалочные (сыпучие) — это грузы, погрузка и разгрузка ю торых производится навалом. Для обеспечения механизированной разгрузки перевозку их осуществляют в автомобилях-самосвалах.
Наливные грузы представляют собой бестарные жидкие про­дукты. Перевозят их в автомобилях со специальными кузовами ти­па цистерн или с другими устройствами, укрепленными в кузове. К жидким грузам относят также битум, для перевозки которого ис­пользуют автомобили-автогудронаторы, имеющие специальные ус­тановки для подогрева груза во время движения.
Другие грузы подразделяются на:
  1. крупногабаритные и тяжеловесные, размеры  которых но внешним очертаниям и массе не допускают их погрузку в ку­зова стандартных автомобилей, затрудняют движение по до­рогам и повышают центр тяжести движущегося автомобиля или автопоезда до опасных пределов. Перевозка их требует особого обеспечения. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ требуются специальные приспособления. Перевозят эти грузы обычно на специальном подвижном со­ставе с низкорасположенной платформой:
  2. длинномерные грузы (длиной 6,5 м и более), которые перево­зят на прицепах-роспусках и специальных тягачах с полупри­цепами;
  3. опасные грузы (взрывчатые вещества, кислоты, яды и т. д.), при перевозке, погрузке, раз!рузке которых применяются спе­циальные приспособления и оборудованные транспортные средства, строго соблюдаются правила перевозки и необходи­мые меры предосторожности;
  4. скоропортящиеся грузы требуют при перевозке применения специализированного подвижного состава, обеспечивающего поддержание определенного температурного режима. К ним относятся большинство продовольственных товаров, пригод­ность которых в качестве продуктов питания ограничена оп­ределенными сроками и температурным режимом при их из­готовлении, перевозках и хранении, т. е. нуждаются либо в охлаждении кузова, либо в его подогреве.
При несоблюдении температурных режимов перевозки созда­ется благоприятная среда для размножения микроорганизмов, мо­гших вызвать порчу продуктов, острые кишечные заболевания и Даже пищевые отравления людей.
По степени сохранности грузов при их транспортировании °ни делятся на три категории:
  1. требующие особых условий сохранности (взрывоопасные и огнеопас­ные грузы, стекло, электронные приборы);
  2. требующие условий сохранности (изделия машиностроения, мебель, строительные конструкции);
  3. не требующие условий сохранности (земля, песок, металл).
Считаются допустимыми максимальные вертикальные ускоре­ния кузова при перевозке грузов первой категории - 9 м/с2, второй - 9... 15 м/с2, третьей - 15.. .21 м/с2.
По степени опасности при погрузке, разгрузке и транспорти­ровании грузы делятся на четыре группы:
  1. 1  группа - малоопасные грузы (стройматериалы, пищевые продукты и т. д.);
  2. 2 группа - грузы опасные по своим размерам (длинно­мерные и негабаритные грузы);
  3. 3 группа - грузы, пылящие или  горячие (цемент, мине­ральные удобрения, асфальт, битум и т. д.);
  4. 4 группа - особо опасные грузы: взрывоопасные, огнеопас­ные и др.
По стоимости перевозки с учетом оплаты за перевозку по ус­тановленным ценам — тарифам — грузы определяют б однородные группы (классы) по сходным и наиболее существенным для авто­транспорта признакам. Классификация их построена в зависимости от степени использования номинальной грузоподъемности автомо­билей при перезозке отдельных видов грузов. Одни грузы благода­ря большому удельному весу позволяют полностью использовать грузоподъемность автомобиля (кирпич, металл и др.), а другие, легковесные (вата минеральная, пенопласт, одежда на вешалках и пр.), не обеспечивают такой возможности.
Плата за перевозку взимается за 1 т груза с учетом его плотно­сти. В действующих с 1 января 1986 г. тарифах (прейскурант 13-01-01. Единые тарифы на перевозку грузов автомобильным транспор­том) все грузы разделены на 4 класса в зависимости от степени пользования грузоподъемности автомобиля (табл. 5.1). Таблица 5.1. Степень использования грузоподъемности автомобиля в зависимости от класса груза
Класс
Коэффициент использования грузоподъемности
I
1,00
II
0,71...0,99
III
0,51...0,70
IV
0,41...0,50
Исходя из среднего значения степени использования гру­зоподъемности автомобиля, определены переводные коэффи­циенты для грузов II, III, IV классов в I класс, составляющие для грузов И класса 1,25; III класса — 1,67; IV класса — 2,00. В соот­ветствии с этими коэффициентами построены тарифные платы.
Отнесение грузов к определенному классу производится со­гласно номенклатуре и классификации грузов, перевозимых авто­мобильным транспортом (приложение № 2 к Единым тарифам на перевозку грузов автомобильным транспортом — прейскурант № 13-01-01). Грузы, не предусмотренные действующей номенклату­рой и классификацией, относятся к соответствующему классу со­гласно фактической степени использования ими грузоподъемности автомобиля (автопоезда) со стандартным грузом.
Классификация грузов по стоимости перевозки необходима для определения эффективности работы автотранспортных пред­приятий.
Номенклатурой и классификацией грузов, перевозимых авто­мобильным транспортом (утвержденной постановлением Госком­труда СССР от 13.03.1987 № 153/6), конкретные грузы распределе­ны по вышеуказанным классам.
Приведенный перечень классификационных признаков грузов затрагивает лишь основные их разновидности. Фактически их зна­чительно больше.
Классификация грузов но способам перевозки необходима для решения многих вопросов организации перевозок, рационального построения работы А'ГП, выбора средств погрузки и разгрузки, вы­бора АТС складских помещений и т.д.
Таким образом, детальная классификация грузов способствует оптимальному исполнению процессов и выбору системы приема, хранения погрузки, транспортирования, разгрузки и сдачи грузов на автомобильном транспорте.
При разработке классификации грузов автомобильного транс­порта было признано, целесообразным использовать наиболее ха­рактерные чегыре уривни классификации. Первый классификаци­онный уровень — классы — учитывает только физическое состоя­ние груза: твердое, жидкое, газообразное или любое из этих про­межуточных состояний — полужидкое, жидко-газовые смеси и др. Второй классификационный уровень — подклассы — является одним из основных, который определяет требования к различи грузам с точки зрения их приспособленности к выполнению погру-зочно-разгрузочных работ. Третий классификационный уровень -группы, объединяет грузы по физико-механическим и физико-химическим свойствам, а также учитывает при этом возможность максимальной их сохранности при перевозке. Четвертый классифи­кационный уровень — виды — характеризуется конкретными гру­зами с присущими только им свойствами, отраженными в группе. Классификация грузов автомобильного транспорта позволила сформулировать основные требования к соответствующим типам кузовов грузовых автомобилей, прицепов и полуприцепов. Приме­нительно к видам перевозимых грузов транспортные средства клас­сифицируются по трем признакам.
Первый признак — функциональное назначение кузовов: само­свалы, фургоны, цистерны и т. п., определяемое видом перевозимо­го груза. Сюда же для полноты классификации включен и борто­вой, универсальный кузов, который используется при перевозке широкой номенклатуры грузов.
Второй признак классификации кузовов определяет их при­способленность к наиболее сохранной перевозке грузов. Кроме то­го, перевозка грузов должна осуществляться с минимальными довыми затратами.
Третьим и одним из основных классификационных признаков кузовов является их приспособленность к механизированному вы­полнению погрузочно-разгрузочных операций.
Разработанная классификация позволяет более правильно по­дойти к вопросу выбора типа транспортных средств в конкретных условиях перевозок в соответствии с принципом груз — кузов.

Основные виды тары - классификация и характеристики

Главная - Тара и упаковка в торгово-технологическом процессе - Основные виды тары - классификация и характеристики
Тара - это обширная номенклатура изделий, которые используются для размещения в них товаров. Изделия (тара) имеют существенные отличия, поэтому тару классифицируют по достаточно большому кругу признаков. Кратко их можно охарактеризовать так:
- назначение тары;
- функции, которые выполняются тарой в процессе товарных операций;
- принадлежность тары;
- кратность ее использования в процессе торгового процесса;
- материал, из которого тара изготовлена;
- метод изготовления тары и ее конструкция;
- устойчивость тары к внешним воздействиям (механическим усилиям, включая ударные);
- качество тары.
В товарном обращении тара может исполнять различные функции, поэтому она подразделяется на транспортную, потребительскую, цеховую, тару-оборудование.
Внешнюю (транспортную) тару применяют для транспортировки товаров и их хранения. Это ящики, мешки, бочки и проч.
Внутренняя (потребительская) тара поступает в адрес потребителя совместно с продукцией. Она не является самостоятельной транспортной единицей. Цена потребительской тары - коробок, пакетов, банок и проч., в большинстве случаев включена в стоимость товара. Потребительская тара должна быть дешевой, удобной, по возможности легкой, современно оформленной. Оформление должно включать в себя рекламно-информационную нагрузку (ненавязчиво и органично). Одна из разновидностей внутренней (потребительской) тары - подарочная тара. Ее художественно-конструкторское оформление и исполнение должно подчеркивать прямое назначение товара (продукции) как сувенира или подарка.
Цеховая тара предназначается для группировки грузов, товаров или изделий внутри предприятия (ящики и лотки специальной конструкции и назначения).
Тарой-оборудованием является устройство, которое предназначено для временного хранения, транспортировки, выкладки и продажи определенных товаров.
По назначению тару делят на специализированную и универсальную. Универсальную тару можно использовать для затаривания разного рода товаров, а специализированную тару - только для конкретных товаров (грузов, изделий).
В зависимости от ее принадлежности различают тару общего пользования и индивидуального. Тару общего пользования применяют различные организации и предприятия. Тарой индивидуального пользования является инвентарная тара, которая изготавливается по спецзаказу для централизованной доставки определенных товаров на предприятия розничной торговли. Она - собственность оптовых торговых организаций или промпредприятий.
По кратности ее использования тара бывает многооборотнойвозвратной и разового применения. Многооборотная тара служит для ее многократного использования при осуществлении поставок продукции. Это ящики, фляги, бочки, мешки и прочая транспортная тара. Возвратная тара (бывшая в употреблении) используется повторно. Ее в обязательном порядке сдают поставщику. Разовая тара служит для ее однократного применения при поставках продукции (товаров, грузов). Это коробки из-под спичек, конфет, сигарет и прочая потребительская, в том числе транспортная тара, которую после ее использования утилизируют.

Комментариев нет:

Отправить комментарий